Недавно на мероприятии, организованном предпринимателями, мне задали вопрос о планах участия в предвыборной кампании. Дабы не устанавливать завесу таинственности и не создавать политической интриги, я заявил о своих намерениях принять участие на замещение Президентского поста нашего государства. Ежедневно меня спрашивают о программе, с которой наша команда пойдет на выборы. Я решил в цикле статей разъяснить свое видение на будущее моей родины – Приднестровской Молдавской Республики. Родины, в которой я родился, жил, работал.
Название своей статье я дал под впечатлением тех процессов, которые происходят сегодня в нашем государстве. Книга Ли Куан Ю «Сингапурская история: Из третьего мира в первый», вызвала у меня и не только, большой интерес. И, прежде всего, тем, как она написана. Это своего рода пошаговая инструкция для развивающихся стран по подъему экономики и преодолению бедности. Кроме этого, меня поразило сходство истории Сингапура и Приднестровья. Это и отделение от метрополии – Сингапур отделился от Малайзии, а Приднестровье от Молдовы. И сравнительно небольшое население на момент отделения: в Сингапуре около 2 млн., в Приднестровье – примерно 700 тыс. человек. Нахождение воинского контингента, который ассоциировался местными жителями в качестве силы, способной их защитить от притязаний метрополии. В Сингапуре стояла Британская армия, в Приднестровье – Российская. И в той и другой стране фактически отсутствовали полезные ископаемые. Но сингапурцам повезло еще меньше, чем нам- там не было даже песка и пресной воды, чего у нас в Приднестровье достаточно. На момент распада Советского Союза, Приднестровье обладало серьёзным промышленным потенциалом и соответственно, было в избытке обеспечено профессиональными образованными кадрами во всех отраслях: в промышленности, науке, сельском хозяйстве, медицине, образовании и т.д. В то время как в Сингапур был отсталой Британской колонией. А теперь вопрос в студию: почему сегодня Сингапур – это процветающая страна с технологически развитой инновационной экономикой, а мы – выживающая республика, которая не может свести концы с концами, и регулярно возникает угроза безопасности и потери суверенитета.
Более 25 лет длится деградация нашей Родины, и пока никто не в силах ее остановить. Читая «Сингапурскую историю», я пытался найти ответы на эти вопросы. И, на мой взгляд, нашел. А для того чтобы передать свои мысли, решил написать своего рода размышлизмы, о том, как бы я, будучи главой страны, обеспечил бы ее экономический рост.
Большинство программ, которые мне доводилось читать, на мой взгляд, декларативны. В них действительно прописаны правильные вещи. Но они далеки от практического внедрения. Наши политики, экономисты и др.. считают, что простым манипулированием налогами, законодательным регулированием можно добиться экономического роста. Не без этого. Но, увы, жизнь показала, что это далеко не так. Верховный Совет еженедельно принимает некое количество законов. Это происходит уже на протяжении многих лет, но жизнь лучше не становится, и даже наоборот. Из этого можно сделать вывод о том, что количество принятых законов обратно пропорционально уровню роста производительных сил (шутка). Вспоминаю фразу, часто озвучиваемую Президентом – «организационно-управленческое решение». Создается впечатление, что путем принятия правильных решений можно изменить жизнь к лучшему. При этом необходимо помнить – одно дело принять решение, а другое – его (решение) реализовать практически. На практике мы видим, что напрочь были исключены люди, силами, опытом, знаниями и творческим энтузиазмом, которых необходимо продвигать эти самые решения. Сегодняшняя кадровая политика привела к приходу на ключевые должности в Республике ряда случайных людей. В итоге- эти люди стали делать свое «черное дело» на своих местах. Глупость и непрофессионализм стали их визитной карточкой. Примеров мог бы привести множество. В итоге -рейтинг власти упал до критического значения. Не буду останавливаться на критике принятых решений. Это сделают и без меня. Известный лозунг советских времен, вычлененный из речи И.В.Сталина «кадры решают все» в проекции на сегодняшнее Приднестровье наполнился комическим смыслом.
Да, кадры необходимо ценить и воспитывать, тем более в нашей Республике, в которой наблюдается их систематический отток. У Ли Куан Ю на протяжении всего повествования красной нитью проходит мысль о работе с кадрами. Это и назначение талантливых организаторов, и кадровый фильтр, и обучение и т.д. Сегодняшних некоторых руководителей тоже интересует «Сингапурская история», но каждый видит то, что хочет видеть. Их больше заинтересовало в этой истории то, как в Сингапуре боролись с «несогласными».
Я твердо уверен в том, что нехватка компетентных руководителей в Республике – это миф. Плохо ищите! Конечно, если подходить к этому вопросу с позиции политической лояльности, то получится как в той поговорке: «Дураков у нас мало, но как удачно они расставлены!». В силу определенных причин в последнее время мне пришлось общаться с людьми из разных областей народного хозяйства. И, несмотря на то, что в некоторых вопросах не разбираюсь, но понять – кто передо мной – профессионал или нет, могу. Так вот- вывод однозначный: опытные образованные и ответственные люди у нас имеются. Грустно только от того, что многие из них работают на невысоких должностях. Их заслуги забыты, а опыт не востребован. А руководят ими зачастую, самые настоящие бездари. На ум приходит цитата Лео Ростена: «Первоклассные люди нанимают первоклассных людей; второклассные люди нанимают третьесортных людей».
Также я твердо уверен в том, что министрами не могут быть юноши и девушки 27- 30-ти летнего возраста. Любой руководитель должен пройти все ступени карьерной лестницы, зарекомендовать себя хорошим организатором, реализовать какой-либо удачный проект и т.д. У нас почему-то вчерашние выпускники ВУЗа руководят министерствами и ведомствами. Вундеркинды, не иначе! Может, я зря ввожу возрастной критерий…..? Но практика показала: вместо обещанного порядка наступила «безалаберщина». Мне часто задают вопрос, мол, ты же непосредственный член этой команды? Отвечу теми же словами, которые говорил всегда, всем, везде, где обсуждался вопрос промахов в реализации целей и задач государственного развития: «Хам и пьяница во главе города или «вор отряда» во главе ведомства или предприятия – это не моя команда. И если это так, то я не должен работать не только среди , но и вместе с этими людьми». Что и произошло. При чем, хочу обратить внимание – виню только себя. Значит , я где-то не проявил профессиональных или личностных качеств.
Отсутствие профессионалов во всех областях в недалеком будущем приведет к самоликвидации нашей республики. Страна деградирует, в то время как наши оппоненты укрепляются в экономическом и военном плане. Приднестровью требуется экономический скачок, своего рода новая индустриализация. А на данный момент наблюдается вялотекущее свертывание производственных сил, которое уже привело к тому, что без Российской финансовой помощи мы стали нежизнеспособны. Хотя еще недавно нам пели дифирамбы о самодостаточности республики. В подъеме экономики Приднестровья на совершенно новый уровень не вижу ничего фантастического. Нужен обычный здравый смысл власти предержащих и их политическая воля. Реформы должны спускаться сверху. Это постулат, проверенный временем. При этом Президент Республики должен быть сильной личностью, обладать организаторскими способностями, сильной патриотической мотивацией и созидательной инициативой. Слабый Президент или Президент – марионетка с этими задачами не справится.
Если окунутся в историю, то вывод однозначен: странами, которые подняли свои экономики на более высокий уровень развития, руководили люди именно с таким набором качеств. Для примера Петр Первый (Россия), Дэн Сяопин (Китай), Бен Гурион (Израиль), Ли Куан Ю (Сингапур), Иосиф Сталин (СССР), Владимир Путин(Российская Федерация), Александр Лукашенко (Белоруссия) и др.
Поэтому основой своей работы вижу, прежде всего, кадровую политику. Еще видный китайский политик, основатель Китайской Республики, Сунь Ятсен предлагал вывести в качестве самостоятельной ветви власти – экзаменационную. Он писал: «у нас в Китае издавна существовал хороший для этого метод – экзамены. Прежде, как правило, чиновники до поступления на службу сдавали экзамены, и лишь как исключение они получали должность без экзаменов». Несмотря на то, что экзаменационная ветвь власти не стала реальностью, в Китае, на сегодняшний день, каждый чиновник сдает экзамен при поступлении на должность. И развитию Китая можно только позавидовать. Но не только Китай можно ставить в пример, когда речь идет о мудрой кадровой политике. Страну, в которой мы недавно жили – Советский Союз, тоже можно считать страной, в которой «кадры решали все». Мне не дадут соврать, если скажу, как сложно было поступить в высшее учебное заведение, подниматься по карьерной лестнице, не имея на то определенных способностей. Существовал кадровый резерв, партийный фильтр, постоянная система обучения и т.д. И только поэтому мы победили в Великой Отечественной войне, а Советский Союз был сильной мировой индустриальной державой.
В основе кадровой политики государственной власти Приднестровья будет лежать система отбора кадров на должности в государственной службе, а также – их обучение по современным методикам. Важнейшим элементом будет создание кадрового резерва на замещение руководящих должностей. В кадровый резерв должны попадать люди, которые проявили себя в качестве талантливых организаторов. Для всех чиновников должна работать система повышения квалификации. Карьерный рост должен быть планомерным, т.е. каждый государственный служащий обязан пройти определенные ступени карьерной лестницы, прежде чем занять руководящую должность. Если взять во внимание амбициозные планы по новой индустриализации Республики, то наша цель – это воспитание государственного предпринимателя. Именно слой государственных предпринимателей совершил индустриализацию в СССР. Вдумайтесь, в советский период еженедельно запускался новый завод!!!!
Я не говорю об организации ГУПов или МУПов, ставка на них в нашей действительности бесполезна. Я говорю о том, что необходимо воспитать чиновника, который не будет «страшно далек» от реалий предпринимательства, а будет правильно понимать свою задачу по развитию бизнеса и организации рабочих мест. Показателем работы чиновника должно стать количество и качество внедренных проектов, привлеченных инвестиций и созданных рабочих мест. Приоритет по замещению вакантных руководящих должностей в той или иной отрасли должен отдаваться специалистам именно этой, либо смежной отрасли, и лишь в порядке исключения – высококлассным менеджером из другой сферы деятельности. Биография чиновника должна быть на виду, в том числе и его экзаменационные оценки. Благодаря интернету это сделать несложно. В систему подготовки государственных чиновников, включая военнослужащих и сотрудников силовых ведомств, можно будет подключать и людей, непосредственно связанных с бизнесом.
Для того, чтобы внедрить в жизнь эти идеи понадобится реформирование всей системы государственной службы, в том числе, организации работы Правительства. Но ничего невозможного нет. Не обижусь, если кто-то другой реализует на практике вышеописанный замысел.
Ваш, Геннадий Юрьевич Кузьмичев.