Узунов Василий Дмитриевич, автор программы «Социально – экономическое развитие Приднестровской Молдавской Республики на 2016- 2021 гг.»

У нас в гостях  преподаватель кафедры гуманитарных наук ТЮИ МВД ПМР им. М.И.Кутузова Узунов Василий Дмитриевич, автор программы  «Социально – экономическое развитие Приднестровской Молдавской Республики на 2016- 2021 гг.» Он откликнулся на  предложение  дать интервью корреспонденту нашей газеты.

– Василий Дмитриевич, что побудило Вас принять участие в разработке программы социально – экономического развития ПМР на ближайшую перспективу?

В Конституции нашей страны сказано, что Приднестровская Молдавская Республика – суверенное, независимое, демократическое, правовое государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Ещё у древних римлян одним из главных  был девиз: «Благо народа – высшая цель». Поэтому, я считаю, что  благополучие народа и есть показатель прогресса.

      Достойная жизнь, свободное развитие человека чаще всего характеризуются условиями жизни. А под его уровнем  понимается  именно  благосостояние населения, отражающее меру удовлетворения основных жизненных потребностей. Однако, как показывает мировая практика, увеличение производства товаров и услуг не всегда является  главным путём повышения уровня жизни населения и решения  социально-экономических задач.

18 декабря 2014 года Правительство Приднестровской Молдавской Республики объявило  о  проведении конкурса «Программа социально-экономического развития Приднестровской Молдавской Республики на 2016 – 2021 годы». Она должна была предусматривать мероприятия, осуществление которых привело бы к выходу   Приднестровской Молдавской Республики из наметившегося кризиса в экономике и социальной сфере.

Участниками Конкурса смогли  выступить юридические лица всех форм собственности, научные сообщества, индивидуальные предприниматели, преподаватели, студенты, аспиранты высшего профессионального образования и иные граждане, либо объединения граждан Приднестровской Молдавской Республики, а также представители Верховного Совета ПМР.

Как гражданин ПМР, неравнодушный к проблемам  Приднестровской Молдавской Республики, я принял решение тоже участвовать в этом конкурсе.

По оценке компетентного жюри, состоящее из членов Правительства и депутатов Верховного Совета, моя работа вошла в число трёх призовых из сорока шести участников.

Если говорить о целях и задачах программы, какие из них являлись более приоритетными?

Среди главных целей программы отмечались следующие:

– обеспечение макроэкономической стабильности, увеличение показателя внутреннего валового продукта на 6-10 % ежегодно;

– сокращение дефицита бюджета до уровня 3% к объему валового внутреннего продукта;

– повышение пенсий и заработных плат работников бюджетной сферы не менее, чем на 10% ежегодно;

– повышение уровня конкурентоспособности предприятий при условии оплаты за поставку энергоносителей (газ, электроэнергия, тепловая энергия, водоснабжение) с учетом контрактной цены поставщика газа.

– структурное реформирование системы здравоохранения и просвещения;

– модернизация системы жилищно – коммунального хозяйства;

– повышение уровня образования населения;

– создание продуктивных рабочих мест;

– стимулирование развитие малого бизнеса и увеличение его доли в экономике Приднестровья;

– улучшение состояния окружающей среды;

– Василий Дмитриевич, почти все  проекты программы носят экономический характер и так или иначе связаны с производством, распределением и потреблением. В связи с этим хотелось бы узнать, на чём основывались ваши разработки и прогнозы развития страны, что Вы использовали при написании программы, может Вы брали за основу опыт других стран?

Да, конечно,  я обобщал  опыт многих стран, сравнивал типы экономики, темпы роста производства и социальную направленность бизнеса. И в этой связи я остановился на шведской модели   экономики.

В  настоящее время в Швеции наблюдается быстрый экономический рост с обширной политикой реформ, имеющих социальную направленность. Если говорить коротко, то Шведская модель экономики характеризуется несколькими важными признаками, а именно:

–   полная занятость населения и выравнивание доходов;

-централизованная система переговоров о заключении коллективных договоров в области заработной платы с участием мощных организаций профсоюзов и предпринимателей в качестве главных действующих лиц, причем политика профсоюзов основывалась на принципах солидарности между различными группами трудящихся.

– исключительно большой и влиятельный государственный сектор (при этом имеется в виду, прежде всего сфера перераспределения, а не государственная собственность).

 – Ваши расчёты по таким проектам как «Обеспечение макроэкономической стабильности и увеличение показателя внутреннего валового продукта на 6-10 % ежегодно»; а также «Повышение пенсий и заработных плат работников бюджетной сферы не менее чем на 10% ежегодно»; носят вполне оптимистичный характер. Что необходимо для их претворения в условиях приднестровской реальности?

 В первую очередь – высокий уровень политической культуры, кооперационный  и доверительный характер отношений между  ветвями власти, прозрачность в действиях и решениях чиновников, профессионализм и компетентность членов Правительства и законодателей. Это исключение «серых схем» и фирм – паразитов, истощающих государство. Если всего этого добиться, то появится возможность для осуществления конкретных экономических реформ, которые приведут к максимальному росту крупного производства, предпринимательства и частного сектора.

Государство при этом должно заниматься перераспределением  основной части прибыли через налоговую систему и государственный сектор в государственный бюджет  для повышения жизненного уровня населения, но без воздействия на основы производства.

Только целенаправленно проводя  весь комплекс социально-экономических и политических мер, можно добиться  высокого уровня жизни и благосостояния Приднестровского народа.

– Василий Дмитриевич, знакомясь с Вашей программой, можно констатировать, что Вы особое значение придаёте системе воспитания и повышения уровня образования населения. Вы предлагаете рассмотреть возможность введения в школьный курс предмет «Жизневедение человека».  Почему Вы считаете эту проблему очень важной и значимой?

 

Такая наука, как «Жизневедение человека» нужна, в этом нет сомнения. История человечества, на наш взгляд, уже ответила на этот вопрос.

В человеческом обществе главное – это человек и его деятельность. Человек, если так можно выразиться, состоит из науки и научных связей. Вокруг него тоже существует огромное количество наук. Значит, мы рождены жить по науке.

Собственно, это уже бесчисленное количество раз было доказано.

Почему идет бурное развитие научно-технического прогресса? Да потому, что в нем используются научные открытия, идет совершенствование техники, культ денег тоже способствует этому.

И очень странно и нелогично, что человек живет зачастую по идеологии и, в меньшей степени, по науке.

 Человек словно идет в слепую по дороге тысячелетий. Чего стоит человечеству, например, идеология фашизма. А ведь, будь в господстве наука «Жизневедение человека», вряд ли фашизм сформировался бы и окреп, а, может, вовсе не возник бы.

Много бед человечеству принесло отсутствие этой науки.Как можно жить полноценно без этой науки? Как можно решать проблему качества жизни человека без нее.

История человечества накопила огромный опыт, чтобы осознать необходимость науки «Жизневедение человека». Оно живет  по идеологиям и это обстоятельство, ведет его в тупик. Идеологи не дают хода этой науке. Неполноценность жизни человечества  порождает несовершенных политиков, и число их растет.

Поэтому политиков должны готовить, как сейчас готовят учителей, врачей, психологов, журналистов  и других специалистов.

Они должны формироваться под воздействием не разных идеологий, а на основании «Жизневедения человека». Вот тогда политика перестанет быть «грязным делом», а станет тем, чем должна быть- искусством управления государством.

Огромное значение для государства имеет система воспитания, которая используется в нём, но она будет намного эффективней, если её принципы будут строиться  на «Жизневедении человека».

Теперь, что касается непосредственного изучения науки в школе. Да, основное формирование человека происходит именно там, поэтому имеет смысл эту науку начинать включать в школьную учебную программу, пусть,  вначале она даже будет  на факультативной основе  в 5-11 классах.

В развитии этой науки должно быть заинтересовано государство в первую очередь. Вероятно, что по мере распространения , в обществе будет меняться сама её тематика, но в любом случае центральной темой останется «Что такое стремление к совершенству и зачем оно нужно человеку, обществу?!»

Стоит заметить, что система воспитания,  основанная на стремлении  к совершенству, по сути дела давно существует. Секрет и смысл – сделать ее для всех, сделать ее официальной в государстве. Определенная категория людей живет по этой системе, иначе многие не добивались бы успехов.

Поэтому мне видится возможным  проведение  международной научно– практической конференции по всем трем составляющим:

  1. Наука «Жизневедение человека» и её роль.
  2. Стремление к совершенству и его преимущества.
  3. Качество жизни человека.

 Это будет потрясающая конференция по своей практической значимости и содержанию.

Будет совершенствоваться человек, затем семья и общество. В итоге человек получает высшее удовлетворение от жизни. Количество счастливых людей резко увеличивается. Государство будет крепнуть, так как резко возрастет профессионализм, станет здоровей человек, будут востребованы культура, спорт, эстетическое воспитания на более высоком уровне.

Мне видится возможным создание  профессиональной комиссию  по разработке программы «Жизневедения человека». В нее должны войти высокообразованные люди , не безразличные к судьбе человека, самых различных профессий и ,конечно же, в первую очередь , педагоги.

Данное предложение – не последняя инстанция. В итоге все общество будет участвовать в становлении и развитии предлагаемой программы. Над этим также должны работать ученые. А государство поддерживать эту работу через средства массовой информации.

Школа, учебные заведения, коллективы, общество в целом, вот полигоны для  внедрения предлагаемого. Смысл жизни в стремлении к совершенству через успех.

-Конечно, Ваша программа содержит конкретные рекомендации и положения, и их реализация  может способствовать решению многих проблем социально- экономического характера. А что необходимо для того чтобы началась их воплощение?

Эффективное решение существующих проблем возможно только при последовательной государственной поддержке на основе комплексного подхода ко всем существующим проблемам.

Целесообразность обусловлена следующим:

  • Проблемы, на решение которых направлена Программа, носят комплексный, межотраслевой, межрегиональный и долгосрочный характер, требуют системного подхода к их решению.
  • Мероприятия в рамках программы будут направлены на решение приоритетных задач повышение уровня и качества жизни населения, развитие агропромышленного и промышленного комплексов, развитие экономики.
  • Мероприятия программы формируются на принципах бюджетного планирования, ориентированного на эффективность бюджетного финансирования развития страны.

И последний вопрос: Василий Дмитриевич, в  последнее время по телевидению, прессе и в социальных сетях идут дискуссии о правовом государстве. Так всё- таки, в каком государстве мы живём?

Каждый из нас осознаёт себя частью общественно-социальной жизни того государства, в котором он живёт. Но до конца ли мы понимаем систему правовых ценностей, в которых развивается личность? И что говорит каждому из нас такое понятие  как-  правовое государство? В чём его сущность? Стандартное, стереотипное понимание укладывается в простую формулу: «Правовое государство предполагает разделение власти на законодательную, исполнительную и судебную. На самом деле всё далеко не так.  Правовое государство – это сложная система взаимодействия всех ветвей власти во главе с Президентом. Она должна координировать правовые отношения всех субъектов государства на уровне экономическом, юридическом и, самое главное, – гражданском, где права и обязанности не исключают друг друга, а являются единой нравственной, социальной базой развития общества. Известный русский философ и правозащитник Б.Ф. Вистваковский  в этой связи отмечал: «Основу прочного правопорядка составляет свобода личности и её неприкосновенность». Насколько наше государство отвечает этому постулату, на котором основывается правовая система? Судите сами уважаемые читатели. Законодательная власть в лице Верховного совета ПМР, за всё время своего существования, не приняла ни одного законопроекта, ограничивающего власть чиновников. Более того, законодательная власть не сумела, к сожалению, создать правовое поле для экономической деятельности частных предпринимателей. Защиты неприкосновенности личности тоже нет. Жаль, но это так. Ещё большую тревогу вызывает тот факт, что у нас не проведена ни одна реформа в судебной сфере в системе уголовно – экономических преступлений, хотя наше государство, если оно считает себя правовым, особенно в этом нуждается. Уголовное право тоже является избирательным, так как  можно получить срок  за украденную курицу, а оправдать – за многомиллионные хищения. Всё вышеотмеченное никак не имеет ничего общего с принципами правового государства. И виноват в большей степени не закон, а кто и как его исполняет.

 

 

 

 

 

 

Добавить комментарий