Традиционно роль специальных служб в жизни государства, тема не для публичного обсуждения.
Однако, всем очевидно, что сотрудники правоохранительных органов и органов безопасности вовлечены в публичные политические процессы. В силу определенного рода полномочий вытекающих из специфики службы, «спецы» выступают в них на первых ролях.
Сегодня, в противоборстве приднестровских элит, госбезопасность и милиция стали инструментом при отстаивании личных амбиций противоборствующих групп, превратившись в «карманную охранку».
При этом искажаются определяющие для каждого офицера понятия Чести и Долга.
В этой ситуации защищенность граждан отходит на второй план, уступая место исполнительскому рвению, некоторыми руководителями возведённого в ранг «боевых заслуг».
Служба в правоохранительных органах всегда была сопряжена с определенного рода романтизмом. Об этом много пишут в книгах и показывают в фильмах, на этом воспитывается поколение молодых офицеров, однажды принявших решение посвятить себя службе Родине.
Как правило при подборе кадров за основу, помимо морально-волевых качеств, особое значение уделялось преемственности поколений, мотивам по которым молодые люди выбирали службу сопряженную с ежедневным риском, далеко не самую высокооплачиваемую, отнимающую практически все личное время в ущерб общения с родными и близкими.
Отличительной особенностью военного или милицейского коллектива была и остаётся внутренняя сплоченность, негласная корпоративная и профессиональная этика – система ценностей, независимость которых от внешних факторов и обстоятельств являлась стержнем любой спецслужбы.
Сейчас же чекисты и милиционеры, собранные и отфильтрованные по принципу «политической благонадёжности», в обмен на привилегии и мнимую вседозволенность, вместо того, чтобы ловить шпионов и преступников – соревнуются в демонстрации лояльности.
На этом фоне происходит «естественный» (по собственному желанию начальника) отток специалистов, профессионалов которые приоритеты службы ставят выше кулуарных интриг. Прекращают существования целые высоко технологичные, обученные подразделения.
В результате коллектив становится подверженным влиянию даже не политических групп, а настроениям отдельных персоналий, переставая быть единым слаженным механизмом, неуязвимым перед поступающими вызовами и угрозами.
Это нонсенс, но по сути некогда функциональная система органов правопорядка и безопасности внутри поделена на противостоящие друг другу политические кланы.
К сожалению, логичным следствием этого и стали недавние события в Следственном Комитете.
Заставляет задуматься другое, что подвигло офицеров, благополучно продвигающихся по карьерной лестнице, пользующихся доверием начальства и вытекающими отсюда бонусами в виде премий, квартир, специальных и почетных званий – сделать подобного рода выбор.
Не будем давать правовую оценку подобного рода заявлениям, действиям должностных лиц и тем более их последствиям.
Сегодня мы не беремся судить кто предатель: руководитель, отдающий незаконный приказ или подчиненный, по своему понимающий суть приказа.
Время покажет. Очевидно одно, предателей презирали и будут презирать всегда и везде.
Кто или что стоит за дезорганизацией специальных служб: ошибки руководства, целенаправленное воздействие или внешнее влияние обстоятельств – рассуждать можно долго.
В сложившейся ситуации ясно одно – необходима «перезагрузка». При этом важно определить кого перезагружать: сотрудников выполняющих свои служебные обязанности или тех, кто считает, что личные амбиции сильных мира сего важней общественной и государственной защищённости.
Современная история знает примеры того, когда спецслужбы, были вынуждены выполнять несвойственные им функции.
Другими словами необходима перезагрузка власти.
Ни в коем случае не хочу примерять всех милиционеров и чекистов «под одну гребенку». Опыт и профессионализм наших офицеров позволяет не только быть наравне с коллегами даже признанных государств, но и на порядок превосходить наших соседей. Подтверждением этого является мир и стабильность на Приднестровской земле.
В заключение хочу обратиться ко всем, кто носит погоны – офицерам милиции, таможни, следственного комитета, органов госбезопасности, армейцам – сохраняйте спокойствие и мужество. Это очень сложно, но можно.
Геннадий Кузьмичёв