РУССКИЕ КАК ИМПЕРСКАЯ НАЦИЯ. Михаил Леонтьев.

МИХАИЛ ЛЕОНТЬЕВ  РАССУЖДАЕТ О ТОМ, ЧТО ТАКОЕ  РУССКОСТЬ  И  ИМПЕРСКОЕ ГОСУДАРСТВО,  И  ПОЧЕМУ РУССКИЕ  НЕ СОЗДАЮТ В ДРУГИХ СТРАНАХ УСТОЙЧИВЫХ НАЦИОНАЛЬНЫХ COMMUNITY.

Я вспоминаю первый эфир программы «Русский взгляд» на Третьем канале. Авторы тогда спрашивали разных людей «Что такое русский взгляд?» Первое, что пришло мне в голову: берётся стакан с водкой до краёв, выпивается залпом — и взгляд с неизбежностью становится русским. Это простейший и исчерпывающий ответ на этот вопрос.

Более сложный и, на мой взгляд, совершено блестящий ответ дал писатель и публицист Герман Садулаев в своей колонке в журнале «Однако», которая называется  «Быть русским — значит быть свободным»   Этот замечательный чеченец лучше всех известных мне авторов в кратком формате раскрыл содержание «русскости».

Можно посоветовать издателю журнала «Военный» воспроизвести эту колонку или как минимум дать ссылочку. (http://www.odnako.org/blogs/bit-russkim-znachit-bit-svobodnim/) Это блестящий текст. Можно было бы больше ничего не добавлять. Но поскольку в колонке существует необходимость некоего авторского видения, я постараюсь его изложить.

Начнём с того, что «русский» как прилагательное очень органично описывает ту ситуацию, которая существует в России и русском мире. Русские не являются нацией в обычном европейском смысле этого слова. То есть национальность «Русский» существует, а нации, к счастью, нет. На мой взгляд, к счастью.  Потому что нация связана с формированием национального государства. Повторюсь, я не раз это говорил: национальное государство, в отличие от имперского, это государство, построенное на утверждении национальной этнической идентичности. Оно всегда во все эпохи рождается в вони, крови и дерьме. И собственно, в вони, крови и дерьме живёт. Только в слегка дезодорированном виде. Это относится и к европейским национальным государствам, и к новым национальным государствам. Просто новые сильнее пахнут, потому что менее дезодорированы и мало проветрены.  Не буду показывать пальцем и фиксировать  здесь примеры, потому что обижать и оскорблять кого либо не является целью этой колонки.

Существует единственная разница между национальным и имперским государством. Идентичность мультикультурного, мультинационального имперского государства построено на идее и общности, а не на крови  и  этническом определении «свойчужой». Русские никогда не жили национальным государством. Русские являются единственной в мире реальной имперской нацией. Миссия этнических русских заключается в склеивании Империи.

Русские перестают существовать в том виде, в котором они существовали веками, если  Империи нет.  Кстати, очень показательно: имея огромный опыт разных волн эмиграции, русские никогда не создают в других странах устойчивых национальных community. Притом что качество русской эмиграции всех волн, не говоря уже о первой, уникальное. Уровень первой волны беспрецедентен по своему составу, интеллектуальному и культурному багажу, по степени влияния на те страны, где жили эмигранты из России, начиная от Сербии и заканчивая Францией и США. Эти люди вносили очень весомый вклад, составляли значительную часть государственной, политической, культурной элиты этих стран. Но при этом они никогда не образовывали community по типу еврейских, армянских, итальянских,  греческих диаспор. Потому что русский народ так не склеивается — это не нация. Это не семейно-кровная общность. Это другая общность. Если нет Империи — русские не склеиваются, а атомизируются. То есть существуют атомарно: люди могут общаться,  но не образуют никаких устойчивых взаимовыгодных объединений. Русские живут только Империей.

Может быть когда-нибудь, если вдруг Россия перестанет существовать как исторический субъект, появятся какие-нибудь другие Русские, которые будут функционировать иначе. Но это, во-первых, будет продукт катастрофы.  Во-вторых, это будут настолько же другие русские, насколько нынешние итальянцы или греки не похожи на древних греков и древних римлян.

Именно с этим связана способность российской, а по сути имперской, государственности к регенерации.  Потому что государствообразующая нация живёт только так и иначе жить не может. Как только она перестала так жить — её надо разгромить. Политически, культурно, религиозно аннигилировать. А покуда этого не произошло, она будет воспроизводиться в тех формах и контурах,  которые очень не нравятся нашим западным партнёрам.

И последнее: устойчивая, понятная, адекватная, совершенно естественная ненависть к русским в западной политической культуре, которая называется «русофобией», не является ни случайностью, ни ошибкой образования, ни политическим манипулированием. Она является одним из основополагающих элементов западной культурной идентичности.  Потому что не может существовать христианский народ, европейский народ, который не был насильственно окультурен Западом, то есть цивилизован. Если он не был цивилизован Западом, значит он «варварский» и «не цивилизованный». Значит, он подлежит «цивилизовыванию». А поскольку он этому сопротивляется, то идеологической основой отношений с ним является то, что называется «русофобией». Это очень естественно. И не надо удивляться. Надо понимать, что они по-другому жить и мыслить не могут— это их основополагающая, важная часть идентичности. С этим надо просто жить как с видовой особенностью. Понимать. Кто хочет, уважать.  Во всяком случае, принимать как данность. Бог им судья.

Материал подготовила Мария Разлогова

Источник Журнал ВОЕННЫЙ (Проект С.Говорухина)

Добавить комментарий