Военная медицина: рецидив невозможен

Автор 

  19 июня 100 тысяч военных медиков отмечают профессиональный праздник

10-17-06-16Министр обороны Российской Федерации Сергей Шойгу заявил, что к 2020 году военная медицина должна стать лучшей в стране. Как решается эта задача, «Красной звезде» рассказал начальник Главного военно-медицинского управления Вооружённых Сил Российской Федерации генерал-майор медицинской службы Александр ФИСУН.

– Александр Яковлевич, как вы оцениваете нынешнее состояние военной медицины?
– Самое главное, что военная медицина полностью вписалась в новый облик Российской армии: на самом высоком уровне обеспечивает выполнение задач, которые поставлены Верховным Главнокомандующим Вооружёнными Силами России. Мы, например, участвовали во всех внезапных проверках, организованных по инициативе Президента России, во всех стратегических учениях на территории различных военных округов. Сейчас активно готовимся к учению «Юг-2016». За последние годы наши врачи участвовали в боевых службах надводных кораблей, в походах в Средиземное море; наши подразделения развёрнуты в Арктике. То, что нам казалось фантастическим ещё 3 года назад, – телемедицина, мобильные специализированные бригады медицинской помощи, авиамедицинская эвакуация, применение беспилотников для доставки лекарственных средств на поле боя, – сегодня стало обычной практикой. В ближайшее время предстоит дальнейшее расширение специализированной помощи в окружных госпиталях, совершенствование организационно-штатной структуры медицинских рот, оснащение медицинской службы войскового звена, развитие материально-технической базы в военно-медицинских организациях, переоснащение военных санаториев… Задач очень много, и часть из них уже успешно решается сегодня.


Накануне Дня медицинского работника на базе 3-го ЦВКГ имени А.А. Вишневского откроется клиника китайской медицины


12-17-06-16– Военная медицина достойно зарекомендовала себя не только на территории Российской Федерации, но и за её пределами. Удовлетворены ли вы тем, как было организовано медицинское обеспечение в Сирии?
– В Сирии военные медики работали как на территории авиабазы Хмеймим, так и при разминировании Пальмиры. 8 июня в Хабаровск  прибыли два транспортных самолёта Ил-76В, вернувшие на Родину имущество и 50 медработников.
– Какие заболевания доминировали в Сирии?
– Во-первых, все военнослужащие, убывавшие в Сирию, прошли диспансеризацию и получили необходимые прививки, поэтому там не было серьёзных инфекционных заболеваний. В основном у наших военнослужащих случались те же заболевания, что и в обычных воинских частях на территории России. Были травмы, ранения, но мы с ними справлялись успешно.
– Насколько мне известно, ГВМУ развернуло госпиталь и в Гвинее?
– Да, это так. Кроме того, мы обучили местных врачей и передали мобильный госпиталь гвинейской стороне. Наши врачи непосредственно и активно  участвовали в разработке и испытаниях эффективной вакцины против лихорадки Эбола. Министр здравоохранения Вероника Скворцова высоко оценила труд участников этой работы. Они поощрены министром обороны Сергеем Шойгу.
– Правильно ли я понимаю, что сегодня военная медицина  больше «смотрит на Восток»: это участие в предстоящих военно-медицинских учениях в Таиланде, внедрение некоторых китайских методик в практику наших военных госпиталей?
– Действительно, у нас уже несколько групп врачей побывали в Китае, где ­ознакомились с методиками повышения резервных возможностей человека, важных для поддержания его боеспособности. Накануне Дня медицинского работника на базе 3-го ЦВКГ имени А.А. Вишневского мы планируем открыть клинику китайской медицины.
Полтора месяца назад мы участвовали в открытии военно-медицинского центра в Таиланде, который будет работать в интересах стран АСЕАН.  Мы получили также приглашение принять участие в совместных учениях военных медиков. От России в них будет участвовать медицинский отряд специального назначения из 301-го госпиталя, что  в Хабаровске, и госпитальное судно «Иртыш».
– А как организовано медицинское обеспечение в Арктической зоне?
– Не так давно министр обороны посетил остров Александры в архипелаге Франца-Иосифа. На острове уже работают хирург, стоматолог, есть возможность проведения  телемедицинской консультации. В ближайшее время каждая часть, которая находится в Арктике, получит типовые медицинские пункты, где будут развёрнуты операционная и штатное стоматологическое место. Кстати, для профилактики зубной боли у военнослужащих нами продуманы меры по минерализации талой воды, которая используется на островах. Это разработки наших учёных-гигиенистов из академии имени С.М. Кирова.
– А в целом российская наука, на ваш взгляд,  успевает за потребностями военной медицины?
– Около года назад решением министра обороны восстановлен Государственный научно-исследовательский испытательный институт военной медицины. Ранее он был включён в состав военно-медицинской академии, но в ходе «реформирования» было потеряно несколько важных исследовательских лабораторий и отделов. Сегодня они восстановлены и решают актуальные задачи, связанные с медицинским обеспечением военнослужащих как в условиях выполнения боевых задач, так и в мирное время. Более того, мы вышли с инициативой открыть филиал этого института во Владивостоке, где специалисты будут заниматься вопросами морской и тропической медицины, заболеваний, вызванных морскими токсинами, возможностью применения морских животных для эвакуации раненых. Надеемся, что в скором времени во Владивостоке будут проводиться реальные испытания результатов этих научных исследований. Ещё одна интересная разработка, применяемая уже сегодня на практике, – использование беспилотных летательных аппаратов для доставки медикаментов и необходимых комплектов для оказания медицинской помощи в конкретные районы. Это новое и важное дело.
– Как идёт восстановление медицины войскового звена, которую в наибольшей степени коснулись реформы 2008 года?
– Сегодня принята единая организационно-штатная структура медицинских подразделений ­войскового звена: медицинских пунктов, медицинских рот, подвижных госпиталей, отдельных специализированных медицинских отрядов. Мы определили стандарты, которые должны реализовываться при оказании медицинской помощи на каждом уровне. Очень много по этому вопросу сделано в нашей академии: выпущена методическая медицинская литература для врачей и медицинских сестёр, в ближайшее время на базе московского филиала академии будет открыт специальный факультет для подготовки среднего медицинского персонала. Через год во все виды и рода войск придут квалифицированные фельдшеры.
– А как в целом теперь решаются кадровые проблемы в военной медицине?
– Во-первых, восстановлен набор в Военно-медицинскую академию имени С.М. Кирова. Во-вторых, мы увеличили приём в клиническую ординатуру по ряду специальностей. Приняли ряд организационных решений, меняющих подходы к качеству ­обучения. В-третьих, организована подготовка наших специалистов не только в военно-учебных заведениях, но и в вузах Министерства здравоохранения. В-четвёртых, врачи из центральных госпиталей сегодня имеют возможность получать дополнительное образование  в лучших мировых клиниках: только за I квартал 2016 года  в зарубежных семинарах и мастер-классах приняли участие 16 человек. Такого рода  международную практику, пожалуй, наши врачи получали только в ХIX веке.  Так что мы постоянно обмениваемся опытом и в курсе всех мировых тенденций современной медицины.
Говоря о кадровых вопросах, скажу, что два года назад мы в экстренном порядке призывали в строй попавших под сокращение врачей, гражданских специалистов, врачей редких специальностей. Теперь эта работа проводится в плановом порядке, поскольку  кадровый кризис нами последовательно преодолён.
– Каких решений ждёте от Министерства здравоохранения по повышению зарплаты гражданского персонала?
– Механизм повышения заработной платы гражданскому персоналу Министерства обороны отработан так же, как и в других силовых ведомствах, которые вошли в «дорожную карту» Министерства здравоохранения. Это процесс плановый и поступательный. В результате средняя заработная плата среднего медицинского персонала в центральных и окружных военных госпиталях сопоставима с зарплатой в гражданских клиниках. А зарплата специалистов с научными званиями превышает её намного. С изменением юридического статуса медицинских учреждений у них появилась возможность поощрения своих сотрудников: в некоторых госпиталях на это тратится до 80 процентов прибыли. Подчеркну, что вследствие всех организационных мероприятий люди к нам пошли: только в 9-м ЛДЦ в Москве начиная с 2013 года работу у нас нашли более 500 человек!
Так, в ежегодном конкурсе среди медицинских работников «Призвание», который проводит Первый канал, номинирована бригада хирургов из академии имени С.М. Кирова, которая провела уникальную операцию по пересадке тканей лица военнослужащему. Чудеса хирургии демонстрируют и врачи маленького госпиталя в Наро-Фоминске. Месяц назад обычные военно-полевые хирурги «ушили» колотую рану сердца военнослужащему. Причём так, что спасённый парень намерен продолжать службу.  После операции у него не обнаружено нарушения сердечного ритма, нет сердечной недостаточности, ему не нужно ставить кардиостимулятор. Талантливые хирурги есть в военных госпиталях в Ростове-на-Дону, Хабаровске, Екатеринбурге, где выполняются сложнейшие операции.
Накануне Дня медицинского работника мне хочется сердечно поздравить всех наших светил и простых медицинских сестёр, работников поликлиник и центров санэпиднадзора, лаборантов, патоморфологов, специалистов восстановительных центров и санаториев, врачей, которые работают в кадетских корпусах. Желаю всем здоровья! Желаю, чтобы и дальше были силы качественно работать и полезно отдыхать, чтобы радовала заработная плата, чтобы были счастье и благополучие в семье.

Фото Юрия ШИПИЛОВА.

Добавить комментарий