Дай 100 рублей и отпусти. Геннадий Кузьмичев

Так говорил мой руководитель в бытность службы в ОБХСС применительно к малым предпринимателям. От сотрудников ОБХСС регулярно требовали результаты работы и, естественно, что большинство из них шло по пути наименьшего сопротивления – «кошмарили» малый бизнес. Предприниматели из этой среды всегда «назначались» мальчиками для битья. Поэтому и крылатая фраза моего начальника был направлена на мотивацию сотрудников – не «заниматься ерундой» в виде прессинга мелких бизнесменов, а свои усилия направлять на раскрытие серьезных преступлений и выявление скрытых «серых схем» в экономике.
К чему это я вспомнил? Недавно побывал на II съезде предпринимателей. Удручающее впечатление. Довелось несколько лет назад присутствовать на I съезде. В единственном, кстати, числе от многочисленной «армии» чиновников. И если на первом съезде присутствовало около 150 чел, то в этот раз всего около 60. Возможно, боятся (кто «Шериф», кто Президента), возможно, обанкротились ( всё-таки кризис на дворе). Но самое главное – ничего не меняется в лучшую сторону. Как был малый бизнес «в загоне», так и остался. Никто из чиновников им не занимается. А проблем только прибавляется. Это и возросшая налоговая нагрузка, и отсутствие валюты, и давление монополиста, и нескончаемые проверки и т.д. Для любого государства непростительно забыть о малом бизнесе и пустить его «в свободное плаванье». Это как-никак около 15% ВВП. В Приднестровье доля малого бизнеса в производстве товаров и услуг, к сожалению, очень низкая. А в развитых странах доля малых предприятий часто достигает 50%. На съезде мне предоставили слово, в котором выразил свою точку зрения по данному вопросу. Она заключается в том, что:
-первое – власть должна максимально упростить жизнь малому бизнесу. Ведь главная задача МБ – это содержание собственно предпринимателя и его семьи. Обращаюсь к чиновникам: ладно, не надо помогать! Не мешайте! Пусть предприниматели свободно завозят и вывозят товары, производят товары и услуги. Не надо им мешать! Не надо штрафовать! Практика показывает, что штрафами бюджет не наполнишь, это мизерные суммы. А в случае совершения серьёзных преступлений надо наказывать в соответствии с уголовным кодексом. Лозунг времен НЭПа «Обогащайтесь…….!» как никогда актуален для беднеющего Приднестровья.
-во-вторых – власть должна защитить МБ от агрессивной политики монополиста. Как бы нас не убеждали в положительном влиянии того же «Шерифа» на экономику, он постепенно удушает малое предпринимательство. К сожалению, это вопрос диалектики. Еще В.И.Ленин в статье «Империализм как высшая степень капитализма» писал о концентрации капиталов и монополизации, к которой неизбежно стремится крупный бизнес, ущемляя при этом мелкий и средний. Например, в одном из репортажей ТСВ с гордостью была озвучена цифра – 80 % (????) всего продовольствия в Республику завозится кампанией «Шериф». Не много ли? Здесь встает вопрос продовольственной безопасности государства. В условиях «непризнанности» мы постоянно подвержены различным угрозам. Легче всего «перекрыть кислород» одному крупному предприятию, например, приостановить импорт и экспорт, арестовать счета, и т.д., чем сотне малых. Если рассматривать сегодняшнюю ситуацию с этой позиции, то в случае форс-мажора, Приднестровье обречено на голод. Кроме того, у крупного предприятия есть хозяин, от желаний которого мы попадаем в полную зависимость. Если, к примеру, владельцы холдинга захотят переориентировать торговую сеть на сбыт другой продукции, или просто продать бизнес, то Республика также может столкнуться с серьезными проблемами в обеспечении продовольствием, топливом и т.д. В то же время малое предпринимательство, которое могло бы решить подобные проблемы, фактически уничтожено. Малый бизнес в развитых экономиках обладает рядом преимуществ, в первую очередь гибко реагирует на изменяющуюся экономическую конъюнктуру и создает персональные рабочие места. Не хочу, чтобы меня неправильно поняли. Наличие крупного бизнеса – это тоже положительный момент. Это возможность внедрения инноваций, которая не под силу ни малым предпринимателям, ни государству. И мы все прекрасно видим, сколько было сделано холдингом. Я говорю о сбалансированности экономики, которую должна обеспечить государственная власть. В плане защиты малого бизнеса всегда занимал и занимаю последовательную позицию. Малые предприниматели, в отсутствии пролетариата, вызывают уважение как «самый революционный класс». Помню, в начале двухтысячных они выходили на центральную площадь и добивались отмены кассовых аппаратов, и в результате их требования были выполнены.
Будучи председателем Государственного Таможенного Комитета для того, чтобы стимулировать экономических агентов, сократил таможенное оформление до 4-х часов, ввел такое понятие как добросовестный участник внешнеэкономической деятельности, что позволило значительно упростить таможенное оформление многим представителям малого бизнеса. В ГТК долгие годы существовала серьезная коррупционная практика. За «растаможку» одной единицы транспортного средства, люди сверх официальных платежей давали чиновникам около 500 долларов США. Я эту схему поломал сразу после того, как был назначен главой ГТК. Мы с коллегами предполагали, что эти действия позволят снизить цены на автомобильном рынке и простой приднестровец сможет купить автомобиль. К сожалению, этого не произошло.
Обращаюсь прежде всего к чиновникам. В ваших силах изменить существующую реальность.

Добавить комментарий